«СОГЛАСОВАНО»                                                                                                   

Председатель Совета школы                                                            

_______________Е.В.Якорнова                                                                    

30.08.2013г. Изменения внесены 14.11.2015г. (Протокол №3 заседания педсовета от 13.11.15г.)

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МКОУ «Мильковская  средняя   

 школа №2»  _________________ Г.А.Лесина  

14.11.2015г.

Положение

о системе оценки качества образования

муниципального казённого общеобразовательного учреждения

«Мильковская  средняя  школа №2»

1.Общие положения

           

          Настоящее «Положение о системе оценки качества образования муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Мильковская средняя  школа №2»  (далее – Положение о СОКО) определяет цели, задачи, принципы функционирования системы оценки качества образования муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Мильковская средняя  школа №2» (далее – Школа), ее организационную и функциональную структуру.

            Деятельность системы оценки качества образования Школы строится в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, Федеральным законом от 29.12.12г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ», региональными  и муниципальными законодательными актами, а также различными нормативами и Положениями, регламентирующими реализацию процедур контроля и оценки качества образования. Положение, а также дополнения и изменения к нему утверждаются приказом директора школы на основании решения Педагогического совета школы. Система оценки качества образования МКОУ МСШ№2 заложена в Программу развития школы и служит информационным обеспечением образовательной деятельности  Школы.

            Система оценки качества образования Школы представляет собой совокупность организационных и функциональных структур, норм и правил, диагностических и оценочных процедур, обеспечивающих на единой концептуально-методологической основе оценку образовательных достижений учащихся, эффективности деятельности  школы, качества образовательных программ с учетом запросов основных пользователей результатов системы оценки качества образования.

            Основными пользователями результатов системы оценки качества образования являются:

-        Учащиеся и их родители;

-       Совет Школы;

-      Общественные организации, заинтересованные в оценке качества образования;

-         Управление  образования администрации Мильковского муниципального района

              -     Педагогический коллектив школы

Положение распространяется на деятельность всех педагогических работников школы, в том числе на педагогических работников, работающих по совместительству, реализующих общеобразовательные программы и программы дополнительного образования.

            В настоящем Положении используются следующие понятия и термины:

 

-       образование - целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижений учащихся установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов);

 

 -        система образования - совокупность преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов; системы органов управления образованием и подведомственных им учреждений и предприятий;

 

 -       качество образования - характеристика системы образования, отражающая  степень соответствия реальных условий обеспечения образовательного процесса и достигаемых образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям. При этом качество образования рассматривается как комплексный показатель, синтезирующий все этапы становления личности, условия и результаты учебно-воспитательного процесса, а также как критерий эффективности деятельности образовательного учреждения;

 

-        индивидуальные достижения учащегося - совокупность всех образовательных достижений, позволяющих ему успешно социализироваться в обществе и реализовывать себя как всесторонне развитую личность в различных сферах деятельности;

 

-        компетентность - выраженная способность применять свои знания и умения;

 

-        компетенция - способности человека реализовывать на практике свою компетентность, обобщенные способы действия, обеспечивающие продуктивное выполнение профессиональной деятельности;

 

-        оценка качества образования - процесс определения степени соответствия измеряемых образовательных результатов и условий системе государственно-общественных требований к качеству образования;

 

-        внешняя оценка качества образования  - оценка, осуществляемая государственными структурами, органами власти, производством, обществом, личностью (в т.ч. родителями, семьей);

 

-        внутренняя оценка качества в системе образования строится с учетом трех основных составляющих образовательного процесса: учащиеся, обучающие, ресурсное обеспечение (организационное, материально-техническое, учебно-методическое, информационное, финансовое) и включает следующие компоненты: самооценка учащихся и обучающих, внутренний мониторинг качества, самооценка Школы, оценка Школы со стороны органа Управления образованием, оценка деятельности педагогических кадров;

 

-       система оценки качества образования - совокупность организационных и функциональных структур, норм и правил, обеспечивающих основанную на единой концептуально-методологической базе оценку образовательных достижений учащихся, эффективности деятельности Школы с учетом запросов потребителей образовательных услуг;

  • мониторинг- систематическое отслеживание процессов, результатов, других характеристик образовательной системы для выявления соответствия (или не соответствия) ее развития и функционирования заданным целям

-        экспертиза - всестороннее изучение состояния образовательных процессов, условий и результатов образовательной деятельности;

-       измерение - оценка уровня достижения образовательных результатов с помощью критериев и показателей достижения, контрольно-измерительных материалов (традиционных контрольных работ, тестов, анкет и др.), имеющих стандартизированную форму и соответствующих реализуемым образовательным программам;

-        диагностика – процедура выявления уровня готовности к какому-либо виду деятельности, в том числе к учебной деятельности определенного содержания и уровня сложности, которая основана на системе тестов, письменных работ, устных вопросов и других методов, позволяющих получить картину состояния чьих-либо знаний и умений; в более узком употреблении термин обозначает процедуру и совокупность способов проверки успешности освоения учебного материала;

-        показательвеличина, измеритель, характеризующий состояние какого-то одного объекта оценки (аспекта функционирования) системы образования; показатель позволяет судить о состоянии системы образования, изменении этого состояния, его развитии;

-        критерий - признак, на основании которого проводится оценка по выбранному показателю; критерии устанавливаются в соответствии с требованиями федеральных и региональных нормативных правовых документов к объектам оценки по выбранным показателям;

-        индикатор - указатель (система указателей), позволяющий определять текущее состояние объекта оценки по конкретному показателю, осуществлять сравнительный анализ фактических данных с установленными нормативами.

 

 

2.Цели, задачи и принципы функционирования системы оценки качества образования Школы.

            2.1. Основная цель системы оценки качества образования Школы:

 Получение, анализ и распространение достоверной информации о состоянии качества образования, тенденциях его развития и причинах, влияющих на его уровень, а также формирование и управление системами сбора, хранения, обработки информации и принятие обоснованных и своевременных управленческих решений.

            2.2. Основные задачи:

  1. Осуществление независимой, качественной, объективной внешней оценки (экспертизы, измерений):
  • образовательных достижений учащихся на всех уровнях и ступенях  образования;
  • условий и результатов деятельности Школы;
  • результатов практической деятельности педагогических и руководящих
  • работников;
  1. Формирование единой системы потоков информации о качестве образования;
  2. Обеспечение открытости и доступности объективной информации о качестве образования всем категориям пользователей;
  3. Придание системе оценки качества образования государственно-общественного характера, реализация механизмов общественной экспертизы, гласности и коллегиальности при принятии стратегических решений в области оценки качества образования.
  4. Координация деятельности всех участников проведения оценки качества.

 

6.Своевременное выявление динамики и основных тенденций в развитии системы образования в ОУ

7.Выявление действующих на качество образования факторов, принятие мер по минимизации их действия и устранению отрицательных последствий.

8 Формулирование основных стратегических направлений развития системы образования на основе анализа полученных данных.

9. Непрерывное наблюдение за состоянием образовательного процесса в школе и получение оперативной информации о нем.

10. Своевременное выявление изменений, происходящих в образовательном процессе и факторов, вызывающих их.

 

 

2.3. Основные принципы деятельности:

  • системность;
  • объективность;
  • достоверность;
  • оптимальность;
  • технологичность;
  • преемственность;
  • гибкость, мобильность, непрерывность развития;
  • открытость.

2.4. Объекты оценки:

-учебные и внеучебные достижения учащихся;

- продуктивность, профессионализм и квалификация педагогических работников;

-образовательные программы;

- материально- технические ресурсы образовательного учреждения (материально-
техническая база ОУ).

2.5.    Предмет оценки

Определяется в соответствии с реализуемыми процедурами контроля и оценки качества образования. Предметом оценки является:

-   качество образовательных результатов (уровень усвоения образовательных
программ, уровень сформированности мотивации к учебной деятельности);

- качество условий образовательного процесса (эффективность использования материально-технических ресурсов, оценка кадрового потенциала учреждения и эффективности деятельности педагогов);

-   качество образовательного процесса (комфортность образовательного процесса,
адаптированность образовательной программы образовательным потребностям учащихся, степень открытости образования, доступность образования).

2.6. Технология оценки качества образования

2.6.1. Оценка качества образования в  школе осуществляется в следующих формах и направлениях:

- мониторинг     качества     образования     учащихся     4-х     классов     на     основе централизованного тестирования;

- оценка общего уровня усвоения учащимися начальной школы основных знаний и умений по общеобразовательным предметам;

- мониторинг    качества    образования    на    основе    государственной    (итоговой) аттестации выпускников 9 классов (в том числе и в новой форме);

- мониторинг    качества    образования    на    основе    государственной    (итоговой) аттестации выпускников 11 классов ;

- мониторинг   качества   образования   на   основе   государственной   аккредитации Школы;

- мониторинг   и   диагностика  учебных   достижений   учащихся   по     завершении начальной, основной  и средней школы по каждому учебному предмету и  по завершении учебного года (в рамках вводного, промежуточного и итогового контроля);

- оценка качества предпрофильного образования;

- диагностика и оценка школьного компонента образования;

- мониторинг    уровня    и    качества    воспитанности,    обеспечиваемого    в

Школе;

- мониторинг учебных достижений учащихся  по итогам независимых срезов знаний (муниципальных, региональных);

- аттестация педагогических работников;

- мониторинг проведения конкурсных мероприятий;

- самоанализ деятельности, осуществляемый педагогическими работниками;

- общественная экспертиза качества образования;

- олимпиады;

- творческие конкурсы;

- контроль за соблюдением лицензионных условий.

2.6.2. Итоговая аттестация выпускников устанавливает уровень подготовки
выпускников (каждого в отдельности) образовательного учреждения в соответствии с
требованиями государственных образовательных стандартов. Государственная итоговая аттестация  выпускников, освоивших общеобразовательные программы основного общего образования, проводится в форме основного государственного экзамена или в форме государственного выпускного экзамена для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, учащихся детей-инвалидов.

 

4.Функциональная характеристика системы оценки качества образования     Школы.

      Администрация школы:

  • осуществляет государственную политику в сфере образования, обеспечивающую учет особенностей школы, направленную на сохранение и развитие единого образовательного пространства, на создание необходимых условий для реализации конституционных прав граждан России на получение образования.
  • Обеспечивает государственную поддержку обучения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, детей с ограниченными возможностями на территории микрорайона Школы.
  • формирует стратегию развития системы образования школы;
  • координирует деятельность учителей;
  • разрабатывает и утверждает локальные документы в области образования;
  • анализирует состояние и тенденции развития системы образования Школы, разрабатывает и представляет программы развития школы, включая развитие системы оценки качества образования в школе, в Управление образования, педагогическому коллективу, организует их выполнение;
  • организует разработку школьного компонента государственных образовательных стандартов и создает условия для их реализации;
  • взаимодействует с администрацией Мильковского муниципального района  в сфере образования, защиты прав и законных интересов детей;
  • осуществляет в установленном порядке сбор, обработку, анализ и предоставление государственной статистической отчетности в сфере образования;
  • организует прохождение процедуры лицензирования на ведение образовательной деятельности Школы;
  • организует проведение процедуры государственной аккредитации школы в установленном законодательством порядке;
  • участвует  в аттестации педагогических работников в пределах своей компетенции;
  • осуществляет в  пределах своей компетенции организационно-методическое обеспечение итоговой государственной аттестации и контроль качества подготовки выпускников по завершении каждого уровня образования в соответствии с государственными образовательными стандартами в порядке, установленном законодательством, формирует предложения по совершенствованию  организации, содержанию и результатов аттестации;
  • осуществляет надзор и контроль в сфере образования и исполнения государственных образовательных стандартов за учителями;
  • устанавливает порядок разработки и использования контрольно-измерительных материалов для оценки состояния индивидуальных достижений учащихся, обеспечивает проведение контрольно-оценочных процедур, мониторинговых, социологических и статистических исследований по вопросам качества образования;
  • участвует в разработке методики оценки качества образования,  принимает управленческие решения по результатам оценки качества образования;
  •  участвует в разработке системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития школы;
  • участвует в разработке методики и обеспечивает проведение рейтинговой оценки работы школы;
  • организует систему мониторинга качества образования в школе, осуществляет сбор, обработку, хранение и представление информации о состоянии и динамики развития школы, анализирует результаты оценки качества образования на уровне школы;
  • организует изучение информационных запросов основных пользователей системы оценки качества школы;
  • обеспечивает представление информации о качестве образования на муниципальный и региональный уровни;
  • обеспечивает информационную поддержку системы оценки качества образования;
  •  разрабатывает мероприятия и готовит предложения, направленные на совершенствование системы оценки качества образования;
  • формирует нормативную базу документов, относящихся к обеспечению качества образования в школе;
  •  изучает, обобщает, распространяет передовой опыт построения, функционирования и развития системы оценки качества образования.

 

Администратор локальной сети:

  • обеспечивает работу программно-аппаратных средств Автоматизированной информационной системы «Сетевой город. Образование»;
  • осуществляет своевременное резервное копирование данных и их восстановление в случае технических сбоев;
  • поддерживает контакты с внешними консультантами согласно заключенным договоренностям;
  • консультирует сотрудников по работе и помогает  в разрешении затруднений;
  • обеспечивает своевременное внесение необходимых данных по организации учебного процесса, необходимых для работы остальных сотрудников.

 

  Методический Совет:

  • проводит мониторинговые, социологические и статистические исследования по вопросам качества образования;
  • участвует в разработке программного обеспечения для сбора, хранения и статистической обработки информации о состоянии и динамике развития системы образования в Школе;
  • организует систему мониторинга качества образования,  анализирует результаты оценки качества образования Школы;
  • организует изучение информационных запросов основных пользователей системы оценки качества образования Школы;
  • обеспечивает информационную поддержку системы оценки качества образования Школы;
  • проводит подготовку работников Школы по осуществлению контрольно-оценочных процедур;
  • разрабатывает мероприятия и готовит предложения, направленные на совершенствование системы контроля и оценки качества образования Школы, участвует в этих мероприятиях;
  • содействует обновлению нормативно-правовой базы Школы, относящейся к обеспечению качества образования;
  • изучает, обобщает и распространяет передовой опыт построения, функционирования и развития систем оценки качества образования Школы;
  • проводит экспертизу организации, содержания и результатов аттестации учащихся  и формирует предложения по их совершенствованию;
  • обеспечивает организацию подготовки, переподготовки, повышения квалификации педагогических Школы
  • организует школьные предметные олимпиады, смотры, конкурсы, ярмарки, фестивали, выставки, физкультурно-спортивные и другие мероприятия;

 

 Педагогический совет:

  • разрабатывает и реализует программу развития Школы, включая развитие системы оценки качества образования Школы;
  • участвует в разработке методики оценки качества образования Школы;
  • участвует в разработке системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития Школы;
  • обеспечивает проведение в Школе  контрольно-оценочных процедур, мониторинговых, социологических и статистических исследований по вопросам качества образования;
  • организует систему мониторинга качества образования в Школе, осуществляет сбор, обработку, хранение и представление информации о состоянии и динамике развития Школы и анализирует результаты оценки качества образования;
  • обеспечивает информационную поддержку системы оценки качества образования Школы;
  • содействует организации подготовки работников Школы по осуществлению контрольно-оценочных процедур;
  • разрабатывает мероприятия и готовит предложения, направленные на совершенствование системы оценки качества образования Школы, участвует в этих мероприятиях;
  • формирует нормативную базу документов, относящихся к обеспечению качества образования в Школе;
  • изучает, обобщает и распространяет передовой опыт построения, функционирования и развития системы оценки качества образования Школы;
  • проводит экспертизу организации, содержания и результатов аттестации учащихся Школы и формируют предложения по их совершенствованию.

 

      Совет школы:

  • содействует определению стратегических направлений развития системы образования Школы;
  • содействует реализации принципа общественного участия в управлении Школой;
  • готовит предложения по формированию приоритетных направлений стратегии развития школьной системы образования;
  • осуществляет общественный контроль за качеством образования и деятельностью Школы  в формах общественного наблюдения, общественной экспертизы;
  • инициирует участие Школы в конкурсах образовательных программ, конкурсах педагогического мастерства, образовательных технологий;
  • принимает участие в формировании информационных запросов основных пользователей системы оценки качества образования Школы;
  • принимает участие в обсуждении системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития школьной системы образования;
  • принимает участие в оценке качества образования, в том числе в лицензировании и аккредитации Школы, аттестации педагогических и руководящих работников Школы, экспертизе материалов в рамках приоритетного национального проекта «Образование»; 
  • принимает участие в обсуждении результатов оценки качества образования в рамках системы оценки качества образования Муниципального образовательного учреждения «Мильковская средняя общеобразовательная школа №2».   

 

Учителя школы:

  • реализуют программу развития образовательного учреждения, включая развитие системы оценки качества образования с учётом индивидуальных достижений  учащихся школы;
  • участвуют в разработке методики оценки качества образования;
  • участвуют в разработке системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития школы;
  • обеспечивают проведение в школе контрольно-оценочных процедур, мониторинговых, рейтинговых, социологических и статистических исследований по вопросам качества образования;
  • осуществляют сбор, обработку, хранение и представление информации о состоянии и динамике развития образовательного учреждения, анализируют результаты оценки качества образования на уровне образовательного учреждения;
  • передают своевременную информацию о состоянии и динамике качества образования учащихся администратору локальной сети;
  • организуют изучение информационных запросов основных пользователей системы оценки качества образования с учётом индивидуальных достижений учащихся школы;
  • обеспечивают предоставление информации о качестве образования на школьный, муниципальный, региональный и федеральный уровни системы оценки школы;
  • обеспечивают информационную поддержку системы оценки качества образования  с учётом индивидуальных достижений учащихся школы;
  • содействуют организации подготовки работников школы и общественных экспертов по осуществлению контрольно-оценочных процедур;
  • разрабатывают мероприятия и готовят предложения, направленные на совершенствование системы оценки качества образования школы, участвуют в этих мероприятиях;
  • изучают, обобщают и распространяют передовой опыт функционирования и развития системы оценки качества образования учащихся школы;
  • проводят анализ организации, содержания и результатов аттестации учащихся школы и формируют предложения по их совершенствованию.

 

5. Составляющие внитришкольной системы оценки качества образования

 

Оценка качества образования осуществляется посредством:

  • системы внутришкольного мониторинга;
  • общественной экспертизы качества образования, которая организуется силами общественных организаций и объединений, родителей, учащихся школы;
  • профессиональной экспертизы качества образования, организуемой профессиональным образовательным сообществом по заявке школы.

 

6. Общественная и профессиональная экспертиза качества образования

 

6.1. СОКО предполагает участие в осуществлении оценочной деятельности общественности и профессиональных объединений в качестве экспертов.

6.2. СОКО обеспечивает реализацию прав родительской общественности и профессиональных и общественных объединений по включению в процесс оценки качества образования в школе. Участие указанных структур в оценке качества образования определяется Положением о СОКО.

6.3. Основными объектами общественной экспертизы качества образования выступают:

  • внеучебные достижения учащихся;
  • общий уровень духовного, нравственного, социального и культурного развития учащихся школы;
  • условия, созданные в образовательном учреждении в целях сохранения и укрепления психологического и физического здоровья школьников;
  • эффективность управления школой, в том числе – в финансово-хозяйственной деятельности.

6.4. Профессиональная экспертиза качества образования обеспечивает соответствие требований, предъявляемых к качеству образования  современным тенденциям развития образования и формирование специального инструментария для диагностики индивидуальных достижений учащихся.

6.5. Основными объектами профессиональной экспертизы качества образования выступают:

  • качество образовательных программ;
  • уровень развития психологических функций учащихся по результатам про