Обсуждено на заседании

Педагогического совета

школы 30.08.2013г Изменения внесены 14.11.15г.(Протокол №3 заседания педсовета от 13.11.15г.)

 

«Утверждаю»:

Директор школы:

________Г.А.Лесина

                 14.11.2015г.

ПОЛОЖЕНИЕ

о школьной библиотеке МКОУ МСШ №2 (далее – школы, ОУ)

 

1.Общие положения

1.1.   Данное положение разработано в соответствии с.  Гражданским кодексом РФ,  Федеральным законом  № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации»,  Федеральным законом Российской Федерации  «О библиотечном деле» ,  Федеральным законом  «О противодействии экстремистской деятельности «., Федеральным законом  «О защите детей от информации, причиняющий вред их здоровью и развитию»., Федеральным законом  «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской федерации» ,в  соответствии с Уставом МКОУ МСШ №2, с требованиями ФГОС, СанПин 2.4.2.282-10, с учетом мнения  совета школы .

1.2.    Деятельность библиотеки основывается на принципах демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, гражданственности, свободного развития личности, формирования в школьной среде мировоззрения и духовно-нравственной атмосферы этнокультурного взаимоуважения, основанных на принципах уважения прав и свобод человека, стремления к межэтническому миру и согласию, готовности к диалогу. 

1.3.   Библиотека участвует в учебно-воспитательном процессе в целях обеспечения права учащихся на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами.

1.4.   Библиотека доступна и бесплатна для читателей: учащихся, учителей и других работников школы, удовлетворяет запросы родителей (законных представителей) на литературу и информацию по педагогике и образованию с учетом имеющихся возможностей. Организация обслуживания участников образовательного процесса производится  в соответствии с правилами техники безопасности и противопожарными, санитарно-гигиеническими требованиями.

1.5.   В соответствии с федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности»  в школьной библиотеке запрещено распространение, производство, хранение  и использование литературы экстремисткой направленности.

1.6.    Закон определяет экстремистские материалы как предназначенные для обнародования документы.  При этом к экстремистской деятельности закон относит, помимо прочего, «массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения», а также финансирование и «иное содействие» этим действиям.

1.8. Зав.школьной библиотекой (далее: библиотекарь) ежеквартально проводит сверку имеющихся в фондах библиотеки документов с Федеральным списком экстремистских материалов, изымает их из оборота библиотеки.

1.9.     В соответствии с федеральным законом РФ  «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», федеральным законом  «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью  и развитию»   библиотекарь  выявляет и исключает из открытого доступа отдела обслуживания учащихся печатные издания, соответствующие знаку информационной продукции 16+, 18+.

1.10. Порядок доступа к библиотечным фондам и другой библиотечной информации, перечень основных услуг и условия их представления библиотеками определяются в правилах пользования библиотекой.

1.11.Настоящее положение определяет уровень базисных требований к библиотеке  МКОУ МСШ №2

 2.Задачи библиотеки.

2.1.  Формирование в школьной среде мировоззрения и духовно-нравственной атмосферы этнокультурного взаимоуважения, основанных на принципах уважения прав и свобод человека, стремления к межэтническому миру и согласию, готовности к диалогу.  В целях противодействия экстремисткой деятельности, в пределах своей компетентности, осуществление профилактических, в том числе воспитательных, пропагандистских  мер, направленных на предупреждение экстремисткой деятельности.          Распространение среди читателей библиотеки информационных материалов, содействующих повышению уровня  толерантного сознания школьников. С этой целью наложен запрет на распространение литературы экстремистской направленности и иной информации, негативно влияющей на несовершеннолетних.

2.2.   Обеспечение участников образовательного процесса доступом к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством пользования библиотечно-информационных ресурсов  школы  на различных носителях: бумажном (книжный фонд, фонд периодических изданий); цифровом (CD-диски); коммуникативном (компьютерные сети) и иных носителях.

2.3.   Формирование навыков независимого библиотечного пользователя: обучение пользованию книгой и другими носителями информации, поиску, отбору и критической оценке информации.

2.4.   Совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения новых информационных технологий и библиотечно-информационных процессов (при наличии технических возможностей), формирование комфортной среды.

2.5.  Защита  детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.

 3.Основные функции.

3.1.  Основные функции библиотеки: образовательная, информационная и культурная. Распространение знаний и другой информации, формирующей библиотечно-библиографическую и информационную культуру учащихся, участие в образовательном процессе.

3.2.  Формирование фонда библиотечно-информационных ресурсов в соответствии с образовательными программами ОУ. Библиотека комплектует универсальный фонд учебной, художественной, справочной, научно-популярной литературы, периодических изданий для учащихся; научно-педагогической, методической, справочной литературы, периодических изданий для педагогических работников на традиционных и нетрадиционных носителях.

3.3.  Обеспечивает защиту детей от вредной для их здоровья и развития информации.

3.4.   Осуществляет сверку поступающих в библиотеку документов (на любых носителях) с Федеральным списком запрещенных материалов экстремистского содержания не реже 1 раза в полгода. При обнаружении запрещенных материалов экстремистского содержания  составляется акт с целью недопущения попадания их в фонд открытого доступа. 

3.5.   Организация и ведение электронного  каталога.  Обеспечивает информирование пользователей об информационной продукции.

3.6.  Осуществление дифференцированного библиотечно-информационного обслуживания учащихся:

  • Организует информационно-библиографическое обслуживание учащихся, педагогов, родителей(законных представителей), консультирование читателей при поиске и выборе книг, обслуживание читателей на абонементе, проводит  с учащимися занятия по основам библиотечно-информационных знаний, по воспитанию культуры и творческому чтению, привитию навыков и умения поиска информации;
  • организует массовые мероприятия, ориентированные на развитие общей и читательской культуры личности, оказывает содействие при организации внеурочной деятельности, организуемой в условиях реализации ФГОС ООО, содействует развитию критического мышления;
  • ведет библиотечно-информационное обслуживание с учетом запросов учащихся;
  • не допускает учащихся к  Интернет-ресурсам, электронным документам экстремистского характера.

3.6. Осуществление дифференцированного библиотечно-информационного обслуживания педагогических работников:

- удовлетворяет запросы, связанные с обучением, воспитанием и здоровьем детей;

- содействует профессиональной компетенции, повышению квалификации,  созданию условий для их самообразования и профессионального образования;

- организует доступ к педагогической информации на любых носителях.

3.7.  Ведение необходимой документации по учету библиотечного фонда и обслуживанию читателей в соответствии с установленным порядком.

3.8. Популяризация литературы с помощью индивидуальных, групповых, массовых форм работы (бесед, выставок, библиографических обзоров, обсуждений книг).

3.9. Повышение квалификации сотрудников, создание условий для их самообразования и профессионального образования.

4. Организация деятельности библиотеки.

4.1. Структура школьной библиотеки: абонемент, хранилище учебников.

4.2. Осуществляется  библиотечно-информационное обслуживание на основе библиотечно-информационных ресурсов в соответствии с учебно-воспитательным планом школы, программами, проектами и планом работы библиотеки;

4.3. Обеспечивается соответствующий санитарно-гигиенический режим и благоприятные условия для обслуживания читателей.

4.4. Организовывается взаимодействие с районными библиотеками

4.5. Происходит систематическое информирование читателей о деятельности библиотеки, в том числе через школьный  сайт. Ссылка на Федеральный список экстремистских материалов размещена на школьном сайте.

4.6. Обеспечивается требуемый режим хранения и сохранности библиотечного фонда,

4.7. Организуется работа по сохранности библиотечного фонда.

 5.      Управление, штаты

5.1. Общее руководство деятельностью школьной библиотеки осуществляет директор школы, который утверждает нормативные и технологические документы, планы и отчеты о работе библиотеки. Директор несет ответственность за все стороны деятельности библиотеки и, в первую очередь, за комплектование и сохранность ее фонда.

5.2. Директор школы делегирует выполнение отдельных функций контроля над деятельностью библиотеки заместителю директора по УВР.

5.3. Библиотека составляет годовой план и отчет по работе, которые обсуждаются на педагогическом совете (административном совете) и утверждаются директором школы. Годовой план библиотеки является частью общего годового плана УВР ОУ.

5.4. График работы библиотеки устанавливается в соответствии с расписанием работы школы, а также правилами внутреннего трудового распорядка. Один час рабочего дня выделяется на выполнение внутри библиотечной работы

5.5. Штат библиотеки и размеры оплаты труда, включая доплаты и надбавки к должностным окладам, устанавливаются в соответствии с действующими нормативными правовыми документами с учетом объемов и сложности работ.

5.6. В целях обеспечения дифференцированной работы школьной библиотеки могут вводиться должности: заведующий библиотекой, библиотекарь, педагог-библиотекарь.

 6.      Права, обязанности и ответственность школьного библиотекаря:

Школьный библиотекарь имеют право:

6.1. Самостоятельно определять содержание и формы своей деятельности в соответствии с целями и задачами, приведенными в настоящем положении.

6.2. Разрабатывать правила пользования библиотекой.

6.3. Проводить в установленном порядке факультативные занятия, уроки и кружки по информационной грамотности и культуре;

6.4. Участвовать в управлении ОУ согласно Уставу школы..

6.5. На свободный доступ к информации, связанной с решением поставленных перед библиотекой задач: к образовательным программам, учебным планам, планам работы ОУ и ее структурных подразделений.

6.6. На поддержку со стороны  администрации ОУ в деле организации повышения квалификации , на создание необходимых условий для  самообразования, а также для обеспечения  участия  в научных конференциях, совещаниях, семинарах по вопросам библиотечно-информационной работы.

6.7. На участие в работе общественных организаций.

6.8. На дополнительную оплату труда, предусмотренную законодательством.

6.9. На представление к различным формам поощрения, наградам и знакам отличия, предусмотренным для работников образования и культуры.

Школьный библиотекарь несет ответственность:

6.10. За соблюдение трудовых отношений, регламентируемых законодательством РФ о труде и коллективным договором  ОУ.

6.11. За выполнение функций, предусмотренных настоящим Положением.

6.12. За сохранность библиотечных фондов в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

6.13. Школьный библиотекарь  ежеквартально проводит сверку имеющихся в фондах библиотеки документов с Федеральным списком экстремистских материалов, изымает их из оборота библиотеки,

 7.      Права и обязанности пользователей библиотеки

7.1. Пользователи библиотеки имеют право:

- получать полную информацию о составе библиотечного фонда, информационных ресурсах и предоставляемых библиотекой услугах;

- пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки;

- получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации;

- получать во временное пользование на абонементе  печатные издания и другие источники информации;

- продлевать срок пользования документами;

- получать тематические, фактографические, уточняющие и библиографические справки на основе фонда библиотеки;

- участвовать в мероприятиях, проводимых библиотекой;

- обращаться для разрешения конфликтной ситуации к директору школы.

 7.2. Пользователи школьной библиотеки обязаны:

- соблюдать правила пользования школьной библиотекой;

- бережно относиться к произведениям печати (не вырывать, не загибать страниц, не делать в книгах подчеркивания, пометки), иным документам на различных носителях, оборудованию, инвентарю;

- пользоваться ценными и справочными документами только в помещении библиотеки;

- убедиться при получении документов в отсутствии дефектов, а при обнаружении проинформировать об этом работника библиотеки. Ответственность за обнаруженные дефекты в сдаваемых документах несет последний пользователь;

- расписываться в читательском формуляре за каждый полученный документ (исключение: учащиеся 1-4 классов);

- возвращать документы в школьную библиотеку в установленные сроки;

- заменять документы школьной библиотеки в случае их утраты или порчи им равноценными

- полностью сдать все взятые в библиотеке книги, литературу, пособия  по истечении срока обучения или работы в школе.

 7.3.  Порядок работы с компьютером, расположенным в библиотеке:

а) работа с компьютером участников образовательного процесса производится по графику, утвержденному руководителем  ОУ и в присутствии библиотекаря;

       б) по всем вопросам поиска информации в Интернете пользователь должен обращаться к школьному библиотекарю;

      в) запрещается обращение к ресурсам Интернета, предполагающим оплату;

      г) запрещается обращение к ресурсам Интернет, содержащим экстремистский характер;

      в) работа с компьютером производится согласно утвержденным санитарно-гигиеническим требованиям.