Обсуждено на заседании Педагогического совета школы 30.08.2013г Изменения внесены 14.11.15г.(Протокол №3 заседания педсовета от 13.11.15г.) |
|
«Утверждаю»: Директор школы: ________Г.А.Лесина 14.11.2015г. |
ПОЛОЖЕНИЕ
о школьной библиотеке МКОУ МСШ №2 (далее – школы, ОУ)
1.Общие положения
1.1. Данное положение разработано в соответствии с. Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным законом Российской Федерации «О библиотечном деле» , Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности «., Федеральным законом «О защите детей от информации, причиняющий вред их здоровью и развитию»., Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской федерации» ,в соответствии с Уставом МКОУ МСШ №2, с требованиями ФГОС, СанПин 2.4.2.282-10, с учетом мнения совета школы .
1.2. Деятельность библиотеки основывается на принципах демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, гражданственности, свободного развития личности, формирования в школьной среде мировоззрения и духовно-нравственной атмосферы этнокультурного взаимоуважения, основанных на принципах уважения прав и свобод человека, стремления к межэтническому миру и согласию, готовности к диалогу.
1.3. Библиотека участвует в учебно-воспитательном процессе в целях обеспечения права учащихся на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами.
1.4. Библиотека доступна и бесплатна для читателей: учащихся, учителей и других работников школы, удовлетворяет запросы родителей (законных представителей) на литературу и информацию по педагогике и образованию с учетом имеющихся возможностей. Организация обслуживания участников образовательного процесса производится в соответствии с правилами техники безопасности и противопожарными, санитарно-гигиеническими требованиями.
1.5. В соответствии с федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности» в школьной библиотеке запрещено распространение, производство, хранение и использование литературы экстремисткой направленности.
1.6. Закон определяет экстремистские материалы как предназначенные для обнародования документы. При этом к экстремистской деятельности закон относит, помимо прочего, «массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения», а также финансирование и «иное содействие» этим действиям.
1.8. Зав.школьной библиотекой (далее: библиотекарь) ежеквартально проводит сверку имеющихся в фондах библиотеки документов с Федеральным списком экстремистских материалов, изымает их из оборота библиотеки.
1.9. В соответствии с федеральным законом РФ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», федеральным законом «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» библиотекарь выявляет и исключает из открытого доступа отдела обслуживания учащихся печатные издания, соответствующие знаку информационной продукции 16+, 18+.
1.10. Порядок доступа к библиотечным фондам и другой библиотечной информации, перечень основных услуг и условия их представления библиотеками определяются в правилах пользования библиотекой.
1.11.Настоящее положение определяет уровень базисных требований к библиотеке МКОУ МСШ №2
2.Задачи библиотеки.
2.1. Формирование в школьной среде мировоззрения и духовно-нравственной атмосферы этнокультурного взаимоуважения, основанных на принципах уважения прав и свобод человека, стремления к межэтническому миру и согласию, готовности к диалогу. В целях противодействия экстремисткой деятельности, в пределах своей компетентности, осуществление профилактических, в том числе воспитательных, пропагандистских мер, направленных на предупреждение экстремисткой деятельности. Распространение среди читателей библиотеки информационных материалов, содействующих повышению уровня толерантного сознания школьников. С этой целью наложен запрет на распространение литературы экстремистской направленности и иной информации, негативно влияющей на несовершеннолетних.
2.2. Обеспечение участников образовательного процесса доступом к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством пользования библиотечно-информационных ресурсов школы на различных носителях: бумажном (книжный фонд, фонд периодических изданий); цифровом (CD-диски); коммуникативном (компьютерные сети) и иных носителях.
2.3. Формирование навыков независимого библиотечного пользователя: обучение пользованию книгой и другими носителями информации, поиску, отбору и критической оценке информации.
2.4. Совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения новых информационных технологий и библиотечно-информационных процессов (при наличии технических возможностей), формирование комфортной среды.
2.5. Защита детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.
3.Основные функции.
3.1. Основные функции библиотеки: образовательная, информационная и культурная. Распространение знаний и другой информации, формирующей библиотечно-библиографическую и информационную культуру учащихся, участие в образовательном процессе.
3.2. Формирование фонда библиотечно-информационных ресурсов в соответствии с образовательными программами ОУ. Библиотека комплектует универсальный фонд учебной, художественной, справочной, научно-популярной литературы, периодических изданий для учащихся; научно-педагогической, методической, справочной литературы, периодических изданий для педагогических работников на традиционных и нетрадиционных носителях.
3.3. Обеспечивает защиту детей от вредной для их здоровья и развития информации.
3.4. Осуществляет сверку поступающих в библиотеку документов (на любых носителях) с Федеральным списком запрещенных материалов экстремистского содержания не реже 1 раза в полгода. При обнаружении запрещенных материалов экстремистского содержания составляется акт с целью недопущения попадания их в фонд открытого доступа.
3.5. Организация и ведение электронного каталога. Обеспечивает информирование пользователей об информационной продукции.
3.6. Осуществление дифференцированного библиотечно-информационного обслуживания учащихся:
- Организует информационно-библиографическое обслуживание учащихся, педагогов, родителей(законных представителей), консультирование читателей при поиске и выборе книг, обслуживание читателей на абонементе, проводит с учащимися занятия по основам библиотечно-информационных знаний, по воспитанию культуры и творческому чтению, привитию навыков и умения поиска информации;
- организует массовые мероприятия, ориентированные на развитие общей и читательской культуры личности, оказывает содействие при организации внеурочной деятельности, организуемой в условиях реализации ФГОС ООО, содействует развитию критического мышления;
- ведет библиотечно-информационное обслуживание с учетом запросов учащихся;
- не допускает учащихся к Интернет-ресурсам, электронным документам экстремистского характера.
3.6. Осуществление дифференцированного библиотечно-информационного обслуживания педагогических работников:
- удовлетворяет запросы, связанные с обучением, воспитанием и здоровьем детей;
- содействует профессиональной компетенции, повышению квалификации, созданию условий для их самообразования и профессионального образования;
- организует доступ к педагогической информации на любых носителях.
3.7. Ведение необходимой документации по учету библиотечного фонда и обслуживанию читателей в соответствии с установленным порядком.
3.8. Популяризация литературы с помощью индивидуальных, групповых, массовых форм работы (бесед, выставок, библиографических обзоров, обсуждений книг).
3.9. Повышение квалификации сотрудников, создание условий для их самообразования и профессионального образования.
4. Организация деятельности библиотеки.
4.1. Структура школьной библиотеки: абонемент, хранилище учебников.
4.2. Осуществляется библиотечно-информационное обслуживание на основе библиотечно-информационных ресурсов в соответствии с учебно-воспитательным планом школы, программами, проектами и планом работы библиотеки;
4.3. Обеспечивается соответствующий санитарно-гигиенический режим и благоприятные условия для обслуживания читателей.
4.4. Организовывается взаимодействие с районными библиотеками
4.5. Происходит систематическое информирование читателей о деятельности библиотеки, в том числе через школьный сайт. Ссылка на Федеральный список экстремистских материалов размещена на школьном сайте.
4.6. Обеспечивается требуемый режим хранения и сохранности библиотечного фонда,
4.7. Организуется работа по сохранности библиотечного фонда.
5. Управление, штаты
5.1. Общее руководство деятельностью школьной библиотеки осуществляет директор школы, который утверждает нормативные и технологические документы, планы и отчеты о работе библиотеки. Директор несет ответственность за все стороны деятельности библиотеки и, в первую очередь, за комплектование и сохранность ее фонда.
5.2. Директор школы делегирует выполнение отдельных функций контроля над деятельностью библиотеки заместителю директора по УВР.
5.3. Библиотека составляет годовой план и отчет по работе, которые обсуждаются на педагогическом совете (административном совете) и утверждаются директором школы. Годовой план библиотеки является частью общего годового плана УВР ОУ.
5.4. График работы библиотеки устанавливается в соответствии с расписанием работы школы, а также правилами внутреннего трудового распорядка. Один час рабочего дня выделяется на выполнение внутри библиотечной работы
5.5. Штат библиотеки и размеры оплаты труда, включая доплаты и надбавки к должностным окладам, устанавливаются в соответствии с действующими нормативными правовыми документами с учетом объемов и сложности работ.
5.6. В целях обеспечения дифференцированной работы школьной библиотеки могут вводиться должности: заведующий библиотекой, библиотекарь, педагог-библиотекарь.
6. Права, обязанности и ответственность школьного библиотекаря:
Школьный библиотекарь имеют право:
6.1. Самостоятельно определять содержание и формы своей деятельности в соответствии с целями и задачами, приведенными в настоящем положении.
6.2. Разрабатывать правила пользования библиотекой.
6.3. Проводить в установленном порядке факультативные занятия, уроки и кружки по информационной грамотности и культуре;
6.4. Участвовать в управлении ОУ согласно Уставу школы..
6.5. На свободный доступ к информации, связанной с решением поставленных перед библиотекой задач: к образовательным программам, учебным планам, планам работы ОУ и ее структурных подразделений.
6.6. На поддержку со стороны администрации ОУ в деле организации повышения квалификации , на создание необходимых условий для самообразования, а также для обеспечения участия в научных конференциях, совещаниях, семинарах по вопросам библиотечно-информационной работы.
6.7. На участие в работе общественных организаций.
6.8. На дополнительную оплату труда, предусмотренную законодательством.
6.9. На представление к различным формам поощрения, наградам и знакам отличия, предусмотренным для работников образования и культуры.
Школьный библиотекарь несет ответственность:
6.10. За соблюдение трудовых отношений, регламентируемых законодательством РФ о труде и коллективным договором ОУ.
6.11. За выполнение функций, предусмотренных настоящим Положением.
6.12. За сохранность библиотечных фондов в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
6.13. Школьный библиотекарь ежеквартально проводит сверку имеющихся в фондах библиотеки документов с Федеральным списком экстремистских материалов, изымает их из оборота библиотеки,
7. Права и обязанности пользователей библиотеки
7.1. Пользователи библиотеки имеют право:
- получать полную информацию о составе библиотечного фонда, информационных ресурсах и предоставляемых библиотекой услугах;
- пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки;
- получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации;
- получать во временное пользование на абонементе печатные издания и другие источники информации;
- продлевать срок пользования документами;
- получать тематические, фактографические, уточняющие и библиографические справки на основе фонда библиотеки;
- участвовать в мероприятиях, проводимых библиотекой;
- обращаться для разрешения конфликтной ситуации к директору школы.
7.2. Пользователи школьной библиотеки обязаны:
- соблюдать правила пользования школьной библиотекой;
- бережно относиться к произведениям печати (не вырывать, не загибать страниц, не делать в книгах подчеркивания, пометки), иным документам на различных носителях, оборудованию, инвентарю;
- пользоваться ценными и справочными документами только в помещении библиотеки;
- убедиться при получении документов в отсутствии дефектов, а при обнаружении проинформировать об этом работника библиотеки. Ответственность за обнаруженные дефекты в сдаваемых документах несет последний пользователь;
- расписываться в читательском формуляре за каждый полученный документ (исключение: учащиеся 1-4 классов);
- возвращать документы в школьную библиотеку в установленные сроки;
- заменять документы школьной библиотеки в случае их утраты или порчи им равноценными
- полностью сдать все взятые в библиотеке книги, литературу, пособия по истечении срока обучения или работы в школе.
7.3. Порядок работы с компьютером, расположенным в библиотеке:
а) работа с компьютером участников образовательного процесса производится по графику, утвержденному руководителем ОУ и в присутствии библиотекаря;
б) по всем вопросам поиска информации в Интернете пользователь должен обращаться к школьному библиотекарю;
в) запрещается обращение к ресурсам Интернета, предполагающим оплату;
г) запрещается обращение к ресурсам Интернет, содержащим экстремистский характер;
в) работа с компьютером производится согласно утвержденным санитарно-гигиеническим требованиям.