Отчёт  работы педагога – психолога с учащимися при подготовке к сдаче ЕГЭ и ГИА

в 2015-2016 учебном году.

Изучение уровня тревожности проводилось в октябре и декабре  2015-2016 учебного года.

В анкетировании и тестировании приняли участие 55 учащихся 9-х и 11-х классов.

Для исследования психологической готовности выпускников к сдаче экзаменов использовались следующие методики:

-Анкета –«Определение уровня тревожности в ситуациях проверки знаний»

- Анкета «Стресс - тест»

- Тест-«Как сильно вы подвержены стрессу?»

Проведена следующая работа с учащимися 9-11 классов:

  1. Диагностическое обследование учащихся 9-11классов, с целью выявления  тревожности психического состояния в период подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ и ГИА.
  2. Коррекционно-развивающая   работа,  направленная на психологическую подготовку к сдаче ЕГЭ и ГИА  - классные часы,    упражнения, практические рекомендации по  сохранению здоровья, в период экзаменационной подготовки.

-индивидуальная работа с учащимися повышенной тревожности.

  1. Профилактическая работа проводилась посредством выступлений на родительских собраниях по теме: «Как помочь ребёнку при сдаче экзаменов»

 Подготовлены буклеты - «Способы снятия нервно-психического напряжения», «Деятельность мозга и питание».

Психическую готовность к экзаменам следует рассматривать как одно из многообразных психических состояний человека.   Все психические состояния имеют временный характер; однако, они могут продолжаться от секунды до многих дней. Психическое состояние характеризуется уверенностью или тревожностью детей, стремлением активно бороться за достижение намеченной цели. Состояние готовности к экзамену имеет целую гамму переживаний. Учащиеся находятся в состоянии ожидания предстоящего экзамена, встречи со сложными заданиями, готовятся к решению, предугадывают возможные результаты. В тоже время эти переживания характеризуются внешними проявлениями ( поведение, действие), по которым можно судить о психическом состоянии учащихся

С помощью специальных тестов, были изучены особенности психического состояния учащихся  9 и 11 классов, связанных со сдачей экзаменов.

Уровень тревожности в ситуациях проверки знаний

9 «А»

9 «Б»

 

Кол-во

%

Кол-во

%

Низкий уровень

3

19%

-

-

Средний уровень

8

50%

13

62%

Повышенный уровень

3

19%

6

28%

Крайне высок

2

12%

2

10%

 

Какие ощущения испытываешь в связи с предстоящими экзаменами?

Утверждения

9 «А»

9 «Б»

Волнение и неуверенность

1

4

Волнение

8

11

Неуверенность

6

3

Другое

1

2

Раздражение

 

1

  В связи с предстоящим экзаменом у девятиклассников стресс более выражен,  испытывают волнение, неуверенность, раздражение. Это объясняется отсутствием у них экзаменационного опыта. 

Уровень тревожности в ситуациях проверки  знаний

11 «А» класс октябрь

Кол-во

%

Низкий уровень

1

6%

 Средний уровень

11

69%

Повышенный уровень

4

25%

Всего обследованных учащихся

16

 

Как сильно Вы подвержены стрессу?

11 класс

Испытываю повышенную тревожность в связи с экзаменом

11 класс

Слабо

12

часто

6

Умеренно

5

редко

9

 

 

никогда

2

 

В чём причина вашей тревожности? 

Утверждения

11 класс

Неуверенность в себе

8

Боюсь процедуры экзамена

3

Плохо даются некоторые предметы, не понимаю материал

5

Нет причины

1

  В 11-м  классе  тревожность основывается в неуверенности сдать экзамен на высокую оценку.    В 11-х  классах преобладает средний уровень эмоциональной напряжённости. Это говорит о том, что в данном  классе учащиеся умеют контролировать и регулировать своё эмоциональное состояние. Мысли о предстоящих экзаменах тревожат учащихся, но не настолько, чтобы дезорганизовать их учебную деятельность. Основными факторами повышенной тревожности  является  переживание социального стресса.

После проведенной работы с учащимися, классным руководителям и учителям  предметникам  были даны рекомендации следующего характера:

- для учащихся с повышенной тревожностью, особенно важно создание ситуации эмоционального комфорта на предэкзаменационном этапе,  поддержка.

-Спокойнее относитесь к требованиям по подготовке к проведению процедуры  ЕГЭ  и ОГЭ. Ваш достаточный опыт работы в школе с различными категориями учеников является залогом Вашей успешной работы по подготовке учащихся к экзаменам.