Отчёт работы педагога – психолога с учащимися при подготовке к сдаче ЕГЭ и ГИА
в 2015-2016 учебном году.
Изучение уровня тревожности проводилось в октябре и декабре 2015-2016 учебного года.
В анкетировании и тестировании приняли участие 55 учащихся 9-х и 11-х классов.
Для исследования психологической готовности выпускников к сдаче экзаменов использовались следующие методики:
-Анкета –«Определение уровня тревожности в ситуациях проверки знаний»
- Анкета «Стресс - тест»
- Тест-«Как сильно вы подвержены стрессу?»
Проведена следующая работа с учащимися 9-11 классов:
- Диагностическое обследование учащихся 9-11классов, с целью выявления тревожности психического состояния в период подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ и ГИА.
- Коррекционно-развивающая работа, направленная на психологическую подготовку к сдаче ЕГЭ и ГИА - классные часы, упражнения, практические рекомендации по сохранению здоровья, в период экзаменационной подготовки.
-индивидуальная работа с учащимися повышенной тревожности.
- Профилактическая работа проводилась посредством выступлений на родительских собраниях по теме: «Как помочь ребёнку при сдаче экзаменов»
Подготовлены буклеты - «Способы снятия нервно-психического напряжения», «Деятельность мозга и питание».
Психическую готовность к экзаменам следует рассматривать как одно из многообразных психических состояний человека. Все психические состояния имеют временный характер; однако, они могут продолжаться от секунды до многих дней. Психическое состояние характеризуется уверенностью или тревожностью детей, стремлением активно бороться за достижение намеченной цели. Состояние готовности к экзамену имеет целую гамму переживаний. Учащиеся находятся в состоянии ожидания предстоящего экзамена, встречи со сложными заданиями, готовятся к решению, предугадывают возможные результаты. В тоже время эти переживания характеризуются внешними проявлениями ( поведение, действие), по которым можно судить о психическом состоянии учащихся
С помощью специальных тестов, были изучены особенности психического состояния учащихся 9 и 11 классов, связанных со сдачей экзаменов.
Уровень тревожности в ситуациях проверки знаний |
9 «А» |
9 «Б»
|
||
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
|
Низкий уровень |
3 |
19% |
- |
- |
Средний уровень |
8 |
50% |
13 |
62% |
Повышенный уровень |
3 |
19% |
6 |
28% |
Крайне высок |
2 |
12% |
2 |
10% |
Какие ощущения испытываешь в связи с предстоящими экзаменами?
Утверждения |
9 «А» |
9 «Б» |
Волнение и неуверенность |
1 |
4 |
Волнение |
8 |
11 |
Неуверенность |
6 |
3 |
Другое |
1 |
2 |
Раздражение |
|
1 |
В связи с предстоящим экзаменом у девятиклассников стресс более выражен, испытывают волнение, неуверенность, раздражение. Это объясняется отсутствием у них экзаменационного опыта.
Уровень тревожности в ситуациях проверки знаний |
11 «А» класс октябрь |
|
Кол-во |
% |
|
Низкий уровень |
1 |
6% |
Средний уровень |
11 |
69% |
Повышенный уровень |
4 |
25% |
Всего обследованных учащихся |
16 |
Как сильно Вы подвержены стрессу? |
11 класс |
Испытываю повышенную тревожность в связи с экзаменом |
11 класс |
Слабо |
12 |
часто |
6 |
Умеренно |
5 |
редко |
9 |
|
|
никогда |
2 |
В чём причина вашей тревожности?
Утверждения |
11 класс |
Неуверенность в себе |
8 |
Боюсь процедуры экзамена |
3 |
Плохо даются некоторые предметы, не понимаю материал |
5 |
Нет причины |
1 |
В 11-м классе тревожность основывается в неуверенности сдать экзамен на высокую оценку. В 11-х классах преобладает средний уровень эмоциональной напряжённости. Это говорит о том, что в данном классе учащиеся умеют контролировать и регулировать своё эмоциональное состояние. Мысли о предстоящих экзаменах тревожат учащихся, но не настолько, чтобы дезорганизовать их учебную деятельность. Основными факторами повышенной тревожности является переживание социального стресса.
После проведенной работы с учащимися, классным руководителям и учителям предметникам были даны рекомендации следующего характера:
- для учащихся с повышенной тревожностью, особенно важно создание ситуации эмоционального комфорта на предэкзаменационном этапе, поддержка.
-Спокойнее относитесь к требованиям по подготовке к проведению процедуры ЕГЭ и ОГЭ. Ваш достаточный опыт работы в школе с различными категориями учеников является залогом Вашей успешной работы по подготовке учащихся к экзаменам.